Учись учиться

Мозговые клетки развиваются в ответ на сильные желания. Где нет желания, там нет и развития.
Орисон Марден
Составление плана ответа по математике.
Выделить понятия, которым надо дать определения.
Выделить теоремы или правила, которые надо сформулировать и доказать.
Выделить определения, теоремы, правила, на которые надо сослаться при доказательстве.
Составить план доказательства теоремы или правила.
Продумать записи на доске во время ответа.
Показать, где и как применяется теорема (доказательство).
Сделать вывод.

Как дать рецензию к ответу на уроке.
      Указать объем выполненного задания.
Указать положительные и отрицательные стороны в ответе.
Оценить приемы, использованные для доказательства теоремы или для решения задачи.
Если есть другой способ решения задачи, то указать его.
Определить правильность рисунков, схем, записей.
Если есть ошибки, то указать какие.
Дать свои замечания и предложения для улучшения ответа.
Был ли материал изложен последовательно, по плану.
Полным ли был ответ.
Доказательными ли были объяснения.
Сделан ли обобщающий вывод.
Грамотно и выразительно ли отвечали у доски.
  
Как работать в тетради.
Сделать поля.
Дату написать шестью цифрами (01. 02. 16.)
Записать вид работы: «Домашняя работа» или «Классная работа».
Записать тему урока.
Между работами пропускать четыре клетки.
Ошибки исправлять тонкими линиями.
Нельзя заключать ошибки в скобки.
Береги тетрадь, веди ее аккуратно.
Внимательно выполняй все задания, все записи.
Правильно заполняй обложку тетради.
Помни: тетрадь – лицо ученика.

 Как выполнять домашнюю работу.
Прочитай задание, изучи его.
Вспомни, что изучали на уроке, посмотри записи в тетради.
Прочитай и усвой материал учебника.
Продумай, какие правила и приемы надо применить.
Если нужно, выполни задание полностью или частично на черновике.
Проверь свое решение.
Запиши выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради.
Составь план устного ответа.
  
Как проверить решение задачи.
       Проверь правильность записи условия.
Проверь ход решения, правильно ли использован прием решения.
Проверь правильность записей и рисунков.
Проверь вычисления.
Исследуй решение, подумай над другим способом решения.
Расскажи кратко ход решения.
Полезно проверить решение у товарища.
  
Как готовиться к зачету, экзамену.
Составь план подготовки к зачету, указав в нем, что и к какому сроку надо сделать. Строго его выполняй.
Подготовку к экзаменам веди не по билетам, а по учебнику, чтобы повторение было последовательным, логичным. Пользуйся своими тетрадями.
Повторяя теорию, выполняй и практические задания. Их лучше совместить или чередовать с теорией.
Серьезно работайте над всеми темами, и легкими, и трудными. Несерьезное отношение к ним может подвести вас.
Добросовестно повторите все по учебнику, затем можно приступить к ответам на все вопросы по билетам, к решению задач при подготовке к письменному экзамену.
В день сдачи экзамена полезно встать рано, с 5 до 7 часов утра и все повторить.
На экзамен надо настроиться: быть спокойным, уверенным в себе и в своих силах, способностях и знаниях.
Обязательно посещайте консультации, готовьте к ним вопросы, слушайте пояснения учителя и его ответы на вопросы.
Соблюдайте режим дня и режим питания.
Даже в дни самой напряженной работы не читайте за столом во время еды.
После экзамена обязательно отдохни!
  
Как готовиться к контрольной работе.
Повторите теорию, определения, формулировка правил, посмотрите решения упражнений.
Решите разнообразные упражнения, позволяющие убедиться в том, что теория усвоена, что вы умеете ее применять.
При подготовке к контрольной работе по геометрии обратите внимание на четкий рисунок; умение выделить условие и заключение – это уже половина дела.
Решения, доказательства, построения проводите в строгой логической последовательности, рациональным способом.

 Определение математической задачи и требования к ее решению.
 Математическая задача – это математический вопрос, ответ на который не является непосредственным и не может быть получен путем прямого применения известных схем.
Для математической задачи прямым продуктом ее решения является получение математического факта, причем под математическим фактом понимают числа, выражения, формулы, корни уравнения, свойства математических понятий, отношения между ними.
Решение математической задачи выполняется на основе и с помощью мыслительной операции, общих учебных и специальных математических действий, конкретных методов решения определенных типов задач.
Задачу можно считать решенной тогда и только тогда, когда найденное решение:
Безошибочно;
Обосновано;
Имеет исчерпывающий характер.
Эти требования являются совершенно категорическими: если не выполнено хотя бы одно из них, то решение считается совершенно непригодным или неполноценным. Кроме этих трех обязательных требований существуют еще четыре необязательных, но желательных:
Решение должно быть по возможности простым;
Должно быть правильно оформлено;
Желательно, чтобы был ясен путь к решению;
Иногда желательно обобщить решение задачи.

Прием усвоения теоремы.
1. Прочитать формулировку теоремы, понять ее смысл, используя имеющийся в книге чертеж, схему или рисунок.
2. Если такого чертежа в книге нет, сделать его самому; если есть – самостоятельно воспроизвести его.
3. Изучить содержание теоремы в деталях - выделить условие и заключение теоремы, записать их с использованием обозначений и чертежа.
4. Выучить формулировку теоремы.
5. Прочитать доказательство, обосновывая каждый шаг, следя по чертежу и стараясь при первом чтении понять основную ее идею.
6. При вторичном чтении уделить внимание деталям доказательства, обоснованиям его шагов; если что – то забыто, восстановить в памяти.
7. Воспроизвести доказательство (устно или письменно).
8. Сделать другой (свой) чертеж, доказать с его помощью теорему самостоятельно.
9. Если нужно, проверить себя, прочитать доказательство еще раз.
10. Попробовать найти другой способ доказательства.
11. Если в изучаемом материале не все понятно, отметь неясное и обязательно обратись к учителю.

Общий прием работы с учебником математики.
Найди задание по оглавлению.
Обдумать заголовок,  т. е. ответить на вопросы: О чем пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?
Прочитать содержание пункта, параграфа.
Выделить все непонятные слова и выражения и выяснить их значения (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей).
Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них. (О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?)
Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.
Выделить основные теоремы, правила, изучить их.
Изучить определения понятий, изучить их основные свойства (правили, теоремы, формулы)
Разобрать иллюстрации (рисунки, схемы), понять их.
Разобрать примеры в тексте и придумать свои.
Провести самостоятельно доказательство теоремы.
Составить схемы, рисунки, таблицы, чертежи, используя свои обозначения.
Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест и т.п.)
Ответить на конкретные вопросы в тексте.
Придумать и задать себе такие вопросы.


Оценка письменных работ по математике.

            Учитель проверяет и оценивает все письменные работы уч-ся по математике. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

            По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными – это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

            Объем к/р должен быть таким, чтобы на ее выполнение уч-ся требовалось:

1 кл                 – 25 – 35 минут,

2 – 3 кл           – 25 – 40 минут
4 – 9 кл           – 35 – 40 минут.
            Причем, за указанное время уч-ся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
            При оценке письменных работ по математике «грубой» ошибкой следует считать:
- неверное выполнение вычислений в следствии  неточного применения правил,
- неправильное решение задачи (неправильный выбор или пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных),
- неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
            Не грубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажения, замена), знаков арифметических действия, нарушения в формулировке вопроса (ответа), правильность расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
            Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания этих слов и словосочетаний, которые используются на уроке математики (названия компонентов и результатов действий, величин и т.д.).

Оценивание к/р по решению задач.
Оценка «5» ставится за работу, написанную  без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеется 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и сделано менее половины других заданий.
 Оценка «1» ставится, если не приступал к решению задач и не выполнил других заданий.

Оценивание к/р, в которых не предусматривается решение задач
Оценка «5» ставится за работу, написанную  без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеется 1-2  негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если работе имеется 1-2  грубые ошибки, 3 – 4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если работе имеется 3-4  грубые ошибки и ряд негрубых
Оценка «1» ставится, если работе имеется 1-2  грубые ошибки, 3 – 4 негрубые

Оценивание к/р, состоящих из задач с геометрическим материалом
Оценка «5» ставится за работу, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если в работе имеется 1-2  негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена 1 из 2,3 задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности, построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены 2 задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
Оценка «1» ставится, если не решены задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерении, не построены геометрические фигуры.








Комментариев нет:

Отправить комментарий